Тренинги для педагогов по технологии ТРИЗ
Цель проведения: Формировать нестандартное педагогическое мышление. Развивать креативность педагогов.
Ход тренинга:
1. Игра «Хорошо – плохо» (в основе – метод разрешения противоречий)
Ведущий оглашает ситуации, которые одна команда характеризует с позиции «хорошо», а другая эту же ситуацию – с позиции «плохо». Оценивается легкость и нестандартность ответов.
№
|
Примерные ситуации
|
1
|
В группу пришел новичок-вундеркинд
|
2
|
В группу пришел новичок, педагогически запущенный ребенок.
|
3
|
Детский сад перевели с 12 на 10,5-часовой режим работы.
|
4
|
Расширяется сеть кружковой работы в дошкольном учреждении.
|
5
|
Согласно Положению об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, в ясли-сад ребенка можно определить с двухмесячного возраста. |
6
|
Дошкольное образование сделают платным, бесплатным – только досмотр и уход. |
Задание 2 «Да-нетка» (сужение поля поиска)
Выбирается по одному человеку из команды, которым предлагается задумать кого-то из членов коллектива детского сада, записать его фамилию, имя и передать ведущему. Участники конкурса по очереди посредством вопросов должны выяснить, кого задумал соперник.
Условие: вопросы формулируются так, чтобы соперник отвечал «да», или «нет». Выигрывает тот, кто использовал меньшее количество вопросов.
Задание 3 «Превращение в объект» (эмпатия)
Участникам команд предлагается «превратиться» в неодушевленный объект, в какой именно – сообщается ведущему. Затем по очереди каждый произносит монолог по алгоритму:
- я вижу…я слышу…я чувствую…мне нравится…мне не нравится…
Монологи участников оцениваются по степени полноты, точности, доступности к отгадыванию.
Задание 4
Представить фрагменты занятия по обучению грамоте в группе «Фантазеры», где в помещении предполагается наличие только педагога, детей, столов, стульев и больше никаких пособий.
Программное содержание:
· Знакомство с новой буквой и звуком.
· Звуковой анализ трехзвукового слова.
· Закрепление умения делить слова на слоги.
· Выделение ударного слога в двухслоговом слове.
· Подготовка руки к письму.
В роли воспитателя – представитель одной команды, «дети» - вся другая команда, и наоборот.
Задание 5 «Решение проблемной педагогической ситуации»
(использование заготовленного видеосюжета)
Условие: версии решения выдвигаются от первого до последнего участника команды, но не должны занимать больше 1 минуты времени, и без обсуждения.
Для подготовки видеосюжета воспитатель провоцирует конфликтную ситуацию в группе путем внесения новой игрушки.
· В группе присутствуют 2 гиперактивных детей. Педагог приносит новую игрушку. Дети немедленно обращают на нее свое внимание, желая с ней поиграть. Конечно, уступать друг другу они не хотят. Игры не получается. А ведь в группе еще есть дети, которые не прочь поиграть с новой игрушкой. Что делать воспитателю?
Задание 6 «Качественные ресурсы некачественных предметов»
Участникам команд предлагается перечислить как можно больше вариантов использования в работе с детьми:
- для 1 команды – газеты,
- для 2 команды – пластиковой бутылки.
Задание 7 «Загадки» (аналог эпизода телевизионной игры «Устами
младенца»)
За 1 минуту каждой команде нужно угадать как можно больше загаданных ведущим предметов или объектов.
Варианты заданий:
1. Слово:
· Его дают, но в руки не берется
· Дети учатся делить его на части
· Приятно кошке, если доброе
2. Игра:
· Это вся наша жизнь
· Бывает настольная
· Ведущий вид деятельности дошкольника
3. Фон:
· Неприятная помеха
· Создают для выделения главного
· Частица перед немецкой фамилией
4. Свет:
· Итог ученья
· Называют белым
· Горит, отключается, включается.
5. Пила:
· Инструмент плотника
· Есть такая рыба
6. Письмо:
· Надо опустить, чтобы пошло
· В детском саду к этому только готовят
7. Пост:
· Здесь нельзя спать
· Ответственная должность
· Воздержание от скромной пищи
8. Предложение:
· Обычно делают мужчины
· Дети составляют длинные и короткие
· Его диктует спрос
Подведение итогов тренинга:
Литература:
- Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2, - Гомель, 1995
- Прохорова Л. И. Путешествие по Фанталии, Практический материал по развитию творческой активности дошкольников. 2-е издание. Детство-Пресс, 2003
- Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких – М.: Педагогика-Пресс, 1993
- Шевелева Л. Мы выбираем ТРИЗ // Пралеска, № 7, 2005.
Тренинг
Цель проведения: Учить находить у объекта его ресурсы, использовать эти ресурсы без дополнительных вложений. Учить выделять дополнительные ресурсы объекта, использовать любой предмет многофункционально.
Учить формулировать специфический идеальный конечный результат. Находить, выбирать, видеть идеальное решение проблемы, задачи и стремиться к нему. Учить анализировать проблемную ситуацию, принимая во внимание ее специфические условия и варианты их развития.
Учить объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.
Ход тренинга:
Тренинг проводится в микрогруппах.
1. Вариант игры «Хорошо – плохо» («Один - хорошо, много – плохо», «Много – хорошо, один – плохо»).
Одной группе предлагается обосновать понятие с позиции «Один – хорошо, много - плохо», а другой группе – с позиции «Много – хорошо, один - плохо»
Варианты слов для обсуждения:
· Ребенок
· Педагог
· Дошкольное учреждение
· Игрушка
· Руководитель
· Дополнительные услуги
2. Круги Луллия
Упражнение проводится с использованием двух кругов.
На одном – виды занятий (математика, развитие речи, физкультура, музыка, ознакомление с окружающим, человек и природа, грамота, ИЗО)
На втором – постановка какой-либо цели к занятиям (знакомство с новой буквой, обучение порядковому счету, развитие движений, развитие целостного восприятия, закрепление умения ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур, координация движения и речи, развитие логического мышления).
Педагогам предлагается раскрутить круги и после остановки обосновать, как на том или ином занятии можно достичь данной цели, привести пример.
Время на обсуждение не дается.
3. «Домашнее задание» (Системный оператор)
Воспитателям предлагается заранее подготовить проект «Детский сад будущего».
Презентацию провести с использованием девятиэкранки (системный оператор).
4. Решение проблемы:
Представить фрагменты занятия по математике в группе «Фантазеры», где в помещении предполагается наличие только педагога, детей, столов, стульев и больше никаких пособий.
Программное содержание:
· Знакомство с новой цифрой.
· Состав числа.
· Закрепление знания геометрических фигур.
· Ориентировка в пространстве.
· Развитие мелкой моторики.
В роли воспитателя – представитель одной команды, «дети» - вся другая команда, и наоборот.
1. Педагогическая ситуация:
· Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь»
Задание: Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших действий воспитателя.
1 вариант: Подготовлю папку-передвижку на основе материалов состоявшейся встречи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.
2 вариант: Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что Вам не удалось придти».
3 вариант: Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попрошу его ненавязчиво поделиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что последним захочется побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся во время встречи.
4 вариант: В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.
5 вариант: Не буду придавать отсутствию некоторых родителей на встрече особого значения: участвовать в них или нет – их право.
6 вариант: Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь с каждым из пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.
6. Игра «Режиссер» (составление сказки)
Педагогам предлагается кубик, на гранях которого – изображения каких-либо объектов. Педагоги по очереди бросают кубик.
Задание: составить предложение с данным словом так, чтобы получился рассказ на заданную тему.
. 7. «Аукцион» (качественные ресурсы некачественных объектов)
На «аукцион» выставляется пустая баночка из-под йогурта. Педагоги по очереди называют все ресурсы ее использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения данного объекта.
Литература:
- Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2, - Гомель, 1995
- Прохорова Л. И. Путешествие по Фанталии, Практический материал по развитию творческой активности дошкольников. 2-е издание. Детство-Пресс, 2003
- Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких – М.: Педагогика-Пресс, 1993
- Шевелева Л. Мы выбираем ТРИЗ // Пралеска, № 7, 2005.
Подготовила воспитатель первой категории Дьякова И,В,
раскрыть » / « свернуть